С ветерком по Невскому

Санкт-Петербург, первая «европейская» столица России, был построен по геометрически совершенному плану. Его безупречные проспекты — это кровеносные сосуды мегаполиса. С первых дней они стали наполняться «кровью» — транспортом, приводящим город в движение, заставляющим биться его гигантское сердце, наполняющим проспекты и улицы жизнью.

Извозчики были первыми

Извозчики были первыми

Разумеется, первый общественный транспорт Петербурга — это повозки с извозчиками. По нынешним меркам это своеобразное «такси» — альтернатива частным каретам и пролеткам. По карману взять извозчика было далеко не всем жителям северной столицы. Простые горожане передвигались пешком.

Петербургские извозчики имели собственные знаки отличия – на шапках они носили желтую ленту, на груди — специальную бляху с номером. Кстати, наемные экипажи тоже красились в желтый цвет, что роднит их с современными нью-йоркскими такси.

Среди питерских извозчиков тоже существовало своеобразное кастовое деление. Самыми престижными были наемные экипажи «лихачей» — более комфортабельные, с лучшими лошадьми, да и сам извозчик-лихач выглядел презентабельнее своих собратьев по ремеслу. Как сейчас бы сказали – он «соблюдал дресс-код». «Лихачи» дежурили возле ресторанов и театров и были своеобразным «транспортом представительского класса».

Трамвай на живой тяге

Трамвай на живой тяге

Первую конку в Петербурге пустили в 1860 году. Вскоре вагончики, которые катила по рельсам пара лошадей, появились во всех районах города. К началу прошлого века в столице действовало уже около 30 линий конок! Однако она была медлительна (ее скорость только вдвое превышала скорость пешехода), зато доступна абсолютно всем горожанам. Конка стала первым по-настоящему общественным массовым транспортом в городе. В таком вагончике ездили не только служащие, но и рабочие, студенты, школьники, и, казалось, ее популярность останется неизменной, во всяком случае, так считали до тех пор, пока в Петербурге не появился первый трамвай.

Трамвай на тяге механической

Первым конку снабдил электродвигателем инженер Ф.А Пироцкий. Он продемонстрировал свое изобретение 22 августа 1880 года, подав ток через рельсы, на углу Дегтярной и Болотной улиц. Новинка понравилась всем, кроме владельцев конок. Они сопротивлялись трамваям вплоть до 1885 года, когда в Петербурге появились первые общественные трамваи. Правда были они сезонными, и перевозили пассажиров только зимой, по льду, из центра на Васильевский остров, Выборгскую и Петроградскую стороны.

В 1902 году конку, наконец, «национализировали» — права на перевозку были выкуплены городскими властями у частных владельцев. Над проектом столичного трамвая трудились лучшие технические умы России, и торжественное открытие первой российской трамвайной линии состоялось 29 сентября 1907 года. Было построено почти 200 верст трамвайных путей, в Англии закуплено 190 вагонов, еще столько же создано на Мытищинском и Коломенском заводах. Остальные вагоны достались трамваю «в наследство» от конки, их переоборудовали на Путиловском заводе. Сегодня в это трудно поверить, но уже в следующем, 1908 году 9 маршрутов питерских трамваев ежедневно перевозил 230 тыс. пассажиров!

Дальнейшим планам городского благоустройства помешала Первая мировая война, а затем и революция. До трамваев «дошли руки» лишь в 1922 году, когда началось восстановление ж/д сетей. Теперь трамваи отправились в жилые районы – в Ржевку, Пороховые, Охту, на Васильевский остров. В 1933 году движение трамваев впервые перестало быть разрозненным и хаотичным – открылась первая централизованная диспетчерская. В послевоенные годы трамваи постепенно уступали ленинградские улицы своим безрельсовым собратьям — троллейбусам и автобусам. Трамваю определили место на окраинах, в новых густонаселенных районах. В 80-х годах прошлого века в Ленинграде было уже 10 трамвайных парков, 2200 вагонов, и по 700 км трамвайных путей. В год же перевозилось более миллиарда пассажиров!

Автобус и трамвай: друзья и конкуренты

Первые идеи организовать в Санкт-Петербурге внутригородское автобусное сообщение относятся еще к XIX веку! Ходатайства, поступавшие в Городскую Управу и Городскую Думу Санкт-Петербурга с 1896 по 1906 год, были столь многочисленны, что остается только удивляться, почему «движение омнибусов или экипажей с бензиновыми двигателями» не появилось в городе раньше.

Однако факт остается фактом – автобусы появились в Петербурге практически одновременно с трамваями — 11 ноября 1907 года. Одновременно с этим видом транспорта появилось и само слово «автобус», составленное из двух автомобиль и омнибус. Первым автобусным маршрутом тогдашней столицы стал рейс «Александровский сад — Балтийский вокзал — Варшавский вокзал». Вторым маршрутом стал автобус от Александровского сада до Витебского вокзала. Здесь пришлось столкнуться с неожиданной трудностью: Семеновский мост, через который приходилось переезжать автобусу, оказался слишком крут для маломощных машин столетней давности. Так что автобус и его пассажиры пересекали его порознь: сперва пассажиры – пешком, а уже на той стороне реки их догонял порожний автобус.

По началу автобус решительно проигрывал трамваю, который стал наследником популярной конки: в 1910 в Питере было всего 14 автобусов! Ситуация изменилась лишь с массовым выпуском новых, советских автобусов. Если в 1928 году в Ленинграде было по прежнему всего лишь 23 автобуса, то в 1933 году уже 180!

Именно с этого момента стали очевидны преимущества автобусов – их мобильность и неприхотливость. В новый район или по новому маршруту автобус можно было пустить мгновенно, в то время как прокладка новых трамвайных путей требовала немалого времени. Постепенно автобус вышел за границы города — в 1957 году на Сенной площади (тогда это была площадь Мира), открылся первый автовокзал пригородных и междугородных сообщений.

Сегодня городские автобусы все чаще становятся коммерческими, что означает большее количество и гибкость маршрутов. На смену ЛИАЗам, ЗИЛам и Икарусам все чаще приходят новые зарубежные Scania и Hyuhdai-Chorus. В Санкт-Петербурге сегодня действует 376 социальных и 446 коммерческих маршрута, суммарной протяженностью более 6 тысяч километров!

Рогатый транспорт: наш любимый троллейбус

Рогатый транспорт: наш любимый троллейбус

Бесшумный, чистый, экологичный троллейбус впервые появился на ленинградских улицах 21 октября 1936 года. На первом маршрут — площадь Труда — Красная площадь (сейчас пл. Александра Невского) — трудились тогда всего 4 троллейбуса ЯТБ-1. Первый маршрут составлял 5,8 км.

Желающих проехаться на новеньких троллейбусах было хоть отбавляй. Уже через пять лет, в 1941 году в Ленинграде насчитывалось почти полторы сотни троллейбусов, которые обслуживали 5 троллейбусных маршрутов. Однако успешному развитию троллейбусного парка помешала война – уже 20 декабря 41-го года произошло окончательное обесточивание троллейбусных сетей, и весь парк троллейбусов застыл на улице до весны 1942 года.

С возобновлением работы троллейбусов связана одна забавная история. Когда появилась возможность вновь запустить троллейбусы по городским улицам, оказалось, что практически все линии электропитания были оборваны, и машины, простоявшие на улице почти полгода, не так-то просто доставить в парк для ремонта. Однако выход был найден – машины отбуксовывали к ближайшей трамвайной линии, а дальше троллейбус подключали к электропитанию трамвая.

Сегодня троллейбусный парк Санкт-Петербурга насчитывает около 800 современных троллейбусов, которые обслуживают 46 маршрутов, общей протяженностью 525 км. И пусть среди них уже не осталось знаменитых «синих троллейбусов», воспетых Булатом Окуджавой, этот рогатый транспорт по-прежнему любим всеми горожанами. В октябре 2006 года он торжественно отметил свое 70-летие.

Легендарная подземка

Петербургский метрополитен по многим по праву считается самым удобным транспортом. Пусть по возрасту и протяженности он уступает своему московскому собрату, зато это самая глубокая подземная железная дорога в мире! Даже сама идея постройки метро в болотистых почвах Петербурга долгое время представлялась совершенной утопией, поэтому и по сей день проект ленинградского метро остается истинным чудом инженерной и технической мысли. В самой толще кембрийских глин на глубине, от 50 до 100 метров, сегодня функционируют 59 станций четырех линии метрополитена, общей протяженностью около 100 километров. Кстати, самый длинный эскалатор — 101 метр – тоже находится в питерском метро, на станции «Площадь Ленина».

Первая линия — Кировско-Выборгская — была открыта в 1955 году. Тогда ее открытие стало настоящим чудом, однако вскоре за ней последовали Московско-Петроградская (1961 год), Невско-Василеостровская (1967 год) и Чкалово-Ладожская (1985 год).

Быстрота, надежность, отсутствие пробок – все это гарантирует популярность метро по сей день. Это действительно самый быстрый вид современного городского транспорта — средняя скорость поезда метро 35-40 км/час. Однако Петербургский метрополитен – это не только транспорт, это еще строения. Его красивейшие подземные и надземные станции — образцы современной архитектурной и дизайнерской мысли, особенно в сравнении с сугубо функциональными западными линиями метрополитена. Кстати, уже в этом десятилетии протяженность питерского метрополитена планируется значительно увеличить, возможно даже удвоить!

Стоит вам выйти из дома на питерскую улицу – и к вашим услугам все многообразие транспорта северной столицы. И лишь иногда, на минуту, захочется, чтобы между троллейбусами и трамваями мелькнула легендарная пролетка питерского «лихача» с желтой лентой на заломленном картузе…Что ж, прошлое не вернуть, но кто знает, какой удивительный, фантастический транспорт ожидает нас в будущем.

Наши заказчики







…..и ещё свыше 979 компаний города.

Контакты

Санкт-Петербург, ул. Рощинская д. 32.

Телефон: (812) 955-66-77

Адрес сайта: www.kozyreff.ru
E-mail:
zakaz@kozyreff.ru

Письмо директору:
kozyrev@kozyreff.ru

Часы работы офиса:

С понедельника по пятницу:
с 10:00 до 20:00

Диспетчерская:

С понедельника по воскресенье:
с 09:00 до 22:00


© "Козырев и К", 2004-2019. Все права защищены.